Top.Mail.Ru

3D-флот: искусство цифрового судомоделирования
О чём кейс?
Задачей данного кейса является создание 3D модели речного катера с помощью игрового графического редактора Blender.
Кому полезен этот кейс?
Этот кейс ориентирован на тех, кто заинтересован в изучении новых направлений в технологическом творчестве и производстве - судомоделирование и судостроении, а также освоении современных графических редакторов для этой цели

Как можно этому научится

Для начала изучить новую тему по судомоделированию, узнать о разных типах моделей речного и морского транспорта, освоить функционал программы Blender, попрактиковаться в моделировании деталей и, наконец, создать итоговую 3D-модель.

Продуктовые результаты

3D модель катера для речного судоходства.

Тренды и инновации

О Национальных проектах РФ

Развитие транспортной инфраструктуры в нашей стране, крупнейшей в мире, является важнейшим направлением государственной политики. Современные транспортные системы обеспечивают удобство перемещения пассажиров и грузов, повышают безопасность и снижают негативное воздействие на окружающую среду. Именно поэтому активно внедряются новые виды транспортных средств, водные суда. Молодежь сегодня имеет прекрасную возможность поучаствовать в создании новой транспортной эпохи.


Уже сейчас дети и молодежь осваивают передовые технологии, создают прототипы, учатся строить энергоэффективные корабли и изучать возможности беспилотных технологий. Такой опыт станет отличной основой для карьеры в стремительно развивающейся индустрии транспорта и логистики.


Этот кейс предлагает вам сделать первые шаги в мир современных транспортных технологий, изучить особенности проектирования и производства новых видов техники, понять принципы безопасной и эффективной перевозки грузов и пассажиров.

Как включится школьникам?
Самусьский судостроительно-судоремонтный завод
Одно из старейших российских судостроительных предприятий
Сайт

На таких заводах нужны люди разных специальностей. Это инженеры-конструкторы, электромонтажники, механики, сварщики и, конечно же, проектировщики, которые начинают всю работу по созданию моделей будущих судов. Теперь и у тебя есть шанс примерить на себя модную профессию проектировщика современных транспортных средств для речного и морского судоходства!

Профессии в судостроительной отрасли
3D-моделирование судов может пригодиться не только на реальном заводе, где режут металл и собирают 2800-тонные баржи. В индустрии компьютерных игр или в программах-симуляторах тоже важно уметь создавать 3D-модели самых разных судов. Кроме того, для решения этих задач потребуются и другие навыки из области креативных индустрий. Ниже приведён список профессий, в которых ты можешь развиваться, если тебе больше по душе творческое, а не инженерное направление!

Такие навыки могут пригодиться и на соревнованиях по виртуальной реальности. Например, на хакатоне «Технострелка» в 2025 году организаторы провели отборочный этап по виртуальной реальности, на котором участники разрабатывали симулятор плавания судна. В задании были представлены суда советского производства, которые сейчас используются в культурных целях.


Полученный вами опыт, навыки и выполненные проекты могут быть полезны в будущем при трудоустройстве в компании, которые занимаются VR-технологиями. таких компаний в нашей стране уже достаточно много, Ниже - одна из них.

Компания «Mundfish»
Российско-кипрская студия, разработчик компьютерных игр, создавшая компьютерные игры Soviet Lunapark VR и Atomic Heart.
Сайт
Профессии в сфере VR-разработки
Структура кейса
Кейс состоит из подробного описания задания, содержит этапы выполнения с иллюстрациями и дополнительные материалы, а также видео-ролики с пошаговым алгоритмом по 3Д моделированию разных деталей.
Какие школьные предметы нужны?
  • Математика
    • Геометрия и тригонометрия: Измерение конструкции и объектов
    • Алгебра и статистика: Анализ данных, оптимизация энергозатрат
  • Информатика
    • 3D моделирование: Создание 3D модели
    • Блочные схемы: Подключение виртуальных компонентов
Для работы над кейсом понадобится
Персональный компьютер
Ход работы
Программное обеспечение, которое нам понадобится, это графический редактор - Blender. Его можно установить с официального сайта

Работа в Blender

Открыв приложение Blender, вы можете приступить к поэтапному создании 3D модели. В первом этапе, вы будите моделировать палубу корабля, затем приступив к следующему, вы будите добавлять другие элементы, а затем добавлять детали к основным компонентам.

Первый этап (Создание палубы)

Второй этап (Капитанский мостик и другие детали)

Итоговый продукт
Отлично! Вы выполнили образовательный проект, сочетающий игровые элементы с обучением. Теперь вы можете создавать виртуальные морские миры и изучать принципы работы судовых механизмов через 3D-моделирование
Что дальше?
В каких конкурсах вы можете поучаствовать

Например:
Банк идей
Какие еще проекты можно реализовать на основе полученных навыков и дальнейшего развития данного кейса
Рефлексия
Предлагаем вам самим оценить полученный результат. Это может быть взаимная оценка друг друга или совместное обсуждение и общая оценка полученного результата. Такой вид заключительной работы называется рефлексией. А провести ее можно игровым и увлекательным способом. Выбирайте самый интересный формат и применяйте его на практике!
Две звезды и желание
  • Назови два самых удачных элемента твоей 3D-модели судна (например, корпус, детализация палубы, текстуры).
  • Какие два навыка (работа с Blender, понимание конструкции корабля) ты освоил лучше всего?
  • Какой аспект моделирования (например, работа с шейдерами, анимация волн) тебе хотелось бы улучшить?
Какой я сегодня….?
  • Выбери тип судна, который отражает твою работу сегодня:
  • "Я как быстроходный катер" – если успел многое сделать, но есть недочеты.
  • "Я как мощный ледокол" – если уверенно преодолевал сложные задачи.
  • "Я как парусник" – если двигался медленно, но с творческим подходом.
  • Объясни, почему: Пример: «Я как грузовой корабль – сделал основу модели, но "груз" (детализация) пока не идеален».
Творческий коллаж
  • Создайте общий «порт» (плакат / цифровую доску), где каждый добавит:
  • Скриншоты своих 3D-моделей.
  • Фото реальных кораблей, которые вдохновили.
  • Стикеры с эмоциями («Было сложно, но интересно!», «Хочу смоделировать подводную лодку!»).
Мозаика идей
  • Каждый пишет на стикере одну идею, возникшую после кейса:
  • Примеры: «Сделать интерактивную модель, где можно разбирать судно на части».
  • «Добавить в симулятор эффект шторма».
  • «Смоделировать корабль будущего на водородном топливе».
  • Стикеры собираются в «морскую карту» (общую схему), и команда голосует за лучшую идею.
Вопросы и обсуждения
Уровень 1: Запоминание
  1. Какие этапы 3D-моделирования судов вы освоили в этом кейсе?
  2. Какие инструменты Blender (или другого ПО) вы использовали для создания модели?
  3. Какие основные элементы судна (корпус, палуба, надстройки) вам нужно было смоделировать?
  4. Какие термины из судостроения вы узнали в процессе работы?
Уровень 2: Понимание
  1. Как 3D-модель судна может быть полезна в реальном судостроении или игровой индустрии?
  2. Какие ошибки в модели вы заметили и как их можно исправить?
  3. Объясните, почему форма корпуса влияет на гидродинамику судна.
  4. Чем ваша модель отличается от реальных аналогов (например, по уровню детализации)?
Уровень 3: Применение
  1. Как те же инструменты можно использовать для моделирования других транспортных средств (самолётов, автомобилей)?
  2. Где ещё, кроме судостроения, могут пригодиться ваши навыки 3D-моделирования?
  3. Как эти знания помогут вам в разработке игр или симуляторов?
  4. Какие реальные задачи (например, реконструкция исторических кораблей) можно решить с помощью вашей модели
Уровень 4: Анализ
  1. Какие детали судна было сложнее всего моделировать и почему?
  2. Какие ещё типы судов (парусники, подлодки, танкеры) вы могли бы создать на основе этого опыта?
  3. Какие ограничения вашего ПО мешают достичь большей реалистичности?
  4. Как 3D-моделирование сокращает затраты на реальное проектирование судов?
Уровень 5: Синтез
  1. Какие дополнительные навыки (например, анимация, текстурирование) нужны для создания полноценного симулятора?
  2. Как можно объединить вашу модель с VR-технологиями для тренировки моряков?
  3. Какие данные (чертежи, фотографии) потребуются для моделирования более точной копии судна?
  4. Как адаптировать модель под требования заказчика (например, уменьшенная версия для музея)
Уровень 6: Оценка
  1. Насколько ваша модель готова для использования в профессиональных проектах?
  2. Каких знаний или ресурсов вам не хватило для идеального результата?
  3. Как вы оцениваете удобство выбранного ПО для судомоделирования?
  4. Что сделало бы вашу модель более востребованной на рынке (например, поддержка 3D-печати)?
Авторы