Суть и смыслы НТО для координатора:
просто и понятно


Давайте для начала разберемся с тем, что будем координировать, иными словами "что за зверь такой НТО и с чем его едят". Если вы уже имели дело с олимпиадами, то Вам и легче и сложнее. Легче в том, что любое соревнование предполагает график, условия, критерии победы и результаты. А сложнее, потому что НТО выбивается из привычных рамок.
Во-первых есть возрастное разделение. НТО проводится для 5-7 классов ( и называется НТО Junior), и для 8-11 классов.


А, во-вторых, НТО по графику, содержанию (заданиям) и смыслам (философии) отличается от других олимпиад (например ВСОШ) и инженерных соревнований.
Возьмем, к примеру, ВСОШ. Эта олимпиада похожа на спринт по беговой дистанции, где "спортсмены"- одиночки соревнуются в индивидуальном зачете и на победу влияют только личные способности "бежать быстрее". Кроме того, ВСОШ-олимпиада предметная и четко согласуется с теми дисциплинами, что дети изучают в школе: есть ВСОШ по физике, математике, химии и т.д. (практически по всем школьным предметам).




Теперь возьмем другой формат. В большинстве инженерных соревнований (например,"Кванториада" или "Кибердром") изначально предполагается командная работа. И это означает, что выполнить задание в одиночку не под силу даже самому подготовленному участнику - слишком специализированы роли, слишком узконаправлены задания для каждой из них, слишком разного мышления они требуют. И "формулу победы" здесь нужно искать даже не в индивидуальных способностях каждого участника, а в том, насколько они смогут грамотно распределить роли, договориться между собой, продуктивно взаимодействовать, разрешать рабочие конфликты и при этом уложится в дедлайны.



НТО интересна тем, что успешно сочетает оба формата в рамка своего довольно широкого графика






Для ребят 8-11 классов первый этап - индивидуальный, предметный, проводится онлайн и длится он 2 месяца. За это время каждый участник должен решить задания по основным предметам профиля. Их бывает два или три. При этом уже на первом этапе подключается "инженерный тур" - это задания (также индивидуальные), но не на предметы, а профильные компетенции (например по 3Д-моделированию).


Второй этап - уже командный. Он также дистанционный, но задания уже межпредметные и выполняются командами. Третий этап (финал) - очный и командный, проводится в формате настоящего инженерного соревнования. Получается так, что участникам НТО нужно быть и "бегунами-спринтерами" (чтобы пройти первый этап) и "командными игроками" (чтобы пройти второй этап и победить в финале).


Казалось бы, проще всего отправить юных дарований в ВСОШ, где участие выглядит проще и понятнее: выбрал физику - и решаешь задания по этому предмету во всех турах (школьном, региональном, всероссийском).


  • С другой стороны НТО уже в процессе участия формирует большое число компетенций в тренде образовательной системы (функциональную грамотность, например, навыки проектной и командной работы).
  • Самая большая заслуга НТО в том, что олимпиада готовит специалистов нового поколения, с инженерным и поисковым мышлением, готовых брать и решать нестандартные задачи; погружаться в новые области науки и техники, на ходу осваивать новые навыки и программы и их применять.
  • Спросите любого сотрудника одной из быстроразвивающихся компаний (Yandex, VK и проч.) и Вы услышите, что такой образ жизни - каждодневная реальность.
Но ко всем этим трудностям есть и приятный "довесок": погружение в новую сферу не запрещает пользование интернетом, консультирование у экспертов и помощь наставника. А, еще "с камерой за спиной никто не стоит", да и незачем, ведь проверяется не "знать/уметь\владеть", а способность анализировать информацию, генерировать идеи, выстраивать взаимосвязи, логически приходить к выводам, проверять результаты. Получается так, что для успеха в НТО нужны не "харды" (hard skills: инженерные и ИТ-навыки), а "софты" (soft skills: критическое/аналитическое\творческое мышление, работа в команде, тайм-менеджмент, продакт- и проджект менеджмент).




Поэтому работа наставника больше похожа на бизнес-коуча или тьютора; а Ваша задача (координатора) - на проектного менеджера.
В последующих разделах мы разберемся с тем, как устроена олимпиада, посмотрим из каких этапов состоит график для "джунов" и учеников 8-11 классов, и поймем как организовать процесс, чтобы "все заработало".