О профессиональном развитии педагога и о том "при чем здесь НТО"
Мы живем в удивительное время, очень сложное, быстро меняющееся, постоянно выдвигающие нам новые требования и предлагающие новые и новые задачи. Последний тренд последнего года развитие нейросетей и технологий искусственного интеллекта, вообще поставил под сомнение многие образовательные форматы. И это не случайно: нейросеть легко напишет эссе или программный код, сделает дизайн-проект, проведет математические расчеты. Теперь, для того, чтобы проверить "знания/умения/навыки" нужны не типовые задачи (которые нейросетка расщелкает как орешки), а те, что требуют нестандартного мышления и творческого подхода, где шаблонные решения нейросети "сломаются".
Олимпиадное движение и НТО* в частности, имело решение этой проблемы еще до победного шествования нейросеток по всей стране. Только в олимпиадах создаются задачи на инженерное, поисковое мышление для выполнения тех самых "задач с изюминкой". А НТО отличается от других олимпиад еще и тем, что не проверяет "знания/умения/навыки", но создает такие условия, чтобы ребята в командах, выполняя инженерную задачу, такие навыки как раз получали. И это большое преимущество. Проще говоря, собираясь участвовать в НТО, не нужно быть "ходячей энциклопедией". Залогом успеха и победы являются другие компетенции (их еще называют межпредметные навыки), например, умение искать новую информацию, оперировать разными данными, находить логические взаимосвязи между понятиями и цифрами, находить экспертов и договариваться с со-командниками.


"НТО* отличается от других олимпиад еще и тем, что позволяет юным участникам получить практические компетенции по инженерным направлениям. Данная олимпиада уникальна, ведь учащиеся развивая знания, умения и навыки - решают кейсовые задания от компании реального сектора экономики и ведущих ВУЗов страны "
Из этого следует очень важный вывод для наставничества в НТО
Педагогу, который сопровождает ребят-участников, не нужно (да и не возможно!) быть супер-профессионалом во всех технологических областях. Роль наставника в НТО больше похожа на роль ментора, тьютора и проектного менеджера. Показать где лежат материалы для подготовки на сайте, напомнить дедлайны для прохождения этапов, найти эксперта, помочь найти сокомандников, связаться с проектным офисом и задать все нужные вопросы. Конечно, никто не будет лукавить о том, что учителю информатики, физики, математики или технологии намного проще, чем учителю географии или обществознания разобраться с Arduino Tinkercad, но кто сказал что это невозможно? Тем более, что методическая поддержка НТО, наверное, одна из самых сильных в стране, а количество материалов превышает любые временные ресурсы для их освоения.


Проблема с тем "чтобы найти время" вообще стоит в один ряд с недостатком мат-тех обеспечения школ и недостатком компетенций (гибких и инженерных, детей и наставников). Все вышеперечисленное - уже не проблема, а просто отражение реальной жизненной ситуации, в которой находятся инженеры и программисты, проектные менеджеры и дизайнеры, архитекторы и биотехнологи. В НТО, как и в реальной жизни, уже практически бесполезно "угнаться" за компетенциями или инструментами, так же как разрабатывать все новые и новые образовательные программы. Ну, посудите сами: еще в ваши студенческие годы вы чертили "от руки"и осваивали Autocad, чтобы изобразить модель планера, а сегодняшние школьники уже должны погружаться в автоматизацию, программировать и использовать техническое зрение для автономного полета.




Поэтому Вы запросто можете услышать или сами сказать фразу: "у нас в школе наставников НТО нет!", подразумевая, что нет людей, умеющих моделировать-прототипировать-конструировать-программировать коптеры, роборуки или установку для выкачивания нефти. Действительно, нет такой специальности в дипломе "наставник НТО", также как и нет "наставника ВСОШ" и наставников многочисленных конкурсов Фонда "Таланты и успех". Зато всегда есть возможности открыть для себя что-то новое: освоить нейросеть "Леонардо", попробовать собрать цепь в Arduino TinkerCAD, наконец, посмотреть вебинар на Tilda о сборке лонгрида из блоков-конструкторов. А самое хорошее знаете что? Огромное количество образовательных материалов абсолютно бесплатны! И, да - их очень много! Разработчики профилей как будто сами включились в "гонку образовательных компетенций" и легко меняют Scratch на Roblox, а Inventor - на КОМПАС-3D.
Поэтому наша с вами задача - не пытаться "объять необъятное", а научиться и - главное! - научить детей правильно структурировать источники информации и понимать что, зачем и на какой стадии вам пригодится. Не осваивать интерфейс многочисленных программных продуктов, а развивать алгоритмическое, логическое и системное мышление. Попробуйте и увидите, что, имея навык работы в Arduino TinkerCAD, вы без проблем сделаете схему в Circuito, а программируя робота в Lego EV3, напишете программу и на РОББО Scratch. И количество инструкций, а также материалов для подготовки Вам уже не покажется настолько колоссальным, так как большинство будут уже не нужны.


Имея навык работы в Arduino TinkerCAD, вы без проблем сделаете схему в Circuito, а программируя робота в Lego EV3, напишете программу и на РОББО Scratch
Тем не менее, большое разнообразие и разобщенность материалов действительно могут создать проблему. По правде говоря, мы - организаторы НТО в Томской области и сами, бывает, с удивлением узнаем о новой полезной ссылке (ах, где же она была, когда…!!!! ну, Вы понимаете)