Цветовой круг
Изучив этот урок, ты узнаешь, что такое цвет и как он устроен.
Как получить самые разные оттенки из всего трех базовых цветов,
как правильно сочетать цвета друг с другом и многое другое.
Цветовой круг - это способ представления цветов видимого спектра в условной форме, обозначающей различные цветовые модели. Цветовой круг помогает подобрать цветовые гармонии и контрасты для живописи или дизайна, структурирует цвета в картине и подчиняет оттенки цвета логике, соответствующей законам цветовосприятия человека (то, как человек видит и воспринимает цвета и оттенки).

Из чего состоит кейс?

Теория
Что такое свет и цвет?
Как люди воспринимают цвета?
Цвета в цифре. RGB и SMYK
Тесты
Проверь свою цветочувствительность.
Сколько оттенков цветов
ты сможешь различить?
Практика
Рисуем цветовой круг

Что такое цвет? Какова его природа?

Кто первый задумался о цветах?

Какими характеристиками они обладают?

Впервые человечество узнало, что обыкновенный свет является комбинацией всех видимых цветов спектра, а не бесцветным, благодаря Исааку Ньютону. С помощью трехгранной призмы в 1676 году он провел эксперимент, в основе которого было хорошо известное явление: когда белый свет проходит сквозь призму, он расщепляется на все цвета спектра. Ньютон обнаружил, что он может рекомбинировать эти цвета и снова получить белый свет.

Также он обнаружил, что если смешать первый цвет видимого спектра (красный) и последний (фиолетовый), можно получить пурпурный цвет, который вы не увидите в радуге. Смешение первого и последнего цветов побудило его развернуть цветовой спектр в круг, что положило начало традиции использования фигур для демонстрации цветовых моделей. Именно так начал зарождаться цветовой круг.
Психологическое воздействие цвета
Воздействие и восприятие цвета — сложный процесс, который обусловлен разными психологическими факторами и базируется на физиологии нервной системы.
Василий Кандинский в своем учебном курсе для школы дизайна Баухауз делает акцент на физических основах цветового порядка, исследуя прежде всего три цвета: желтый — красный — синий, с которыми согласуются соответственно три основные формы: квадрат, треугольник, круг.
Акцентирует внимание на пространственном и психологическом действии отдельных цветов. Желтый — динамика, движение вовне, острый угол. Синий противоположен желтому, усиливает его качество, ощущение холода, движение внутрь, соответствует кругу, тупому углу. Красный — горячий, движение внутри себя, соответствует уравновешенности и тяжеловесности квадрата, прямому углу на плоскости. Белый и черный — молчащие цвета: белый символизирует возможность рождения нового цвета, черный означает поглощение.
«Желтое-красное-синее»,
Василий Кандинский
Цвета по-разному влияют на человека. Например, теплые цвета — красный, оранжевый, желтый — побуждают к действию, выступают как раздражающие. Холодные цвета — фиолетовый, синий, голубой, сине-зеленый — успокаивают. Пастельные цвета обладают смягчающим и сдерживающим влиянием. Есть цвета, которые влияют на восприятие пространства: теплые воспринимаются ближе к нам, холодные, наоборот, подчеркивают дистанцию.

Однако восприятие цвета субъективно. С эстетической точки зрения цвет определяется согласно цветопредпочтениям. Чтобы понять цветопредпочтения людей в разные годы проводились многочисленные эксперименты, особенно активно цветопредпочтения изучались английскими психологами, в частности У. Уинчем. До сих пор проводятся всевозможные эксперименты в этой области.
Изучаются различные воздействия цвета в зависимости от пола. И все же очень многое зависит от индивидуальных особенностей: характера, воспитания, территориального расположения. Сталкиваясь с каким-либо цветом в своей жизни неоднократно в разных ситуациях, человек формирует свое отношение к нему, что, несомненно, оказывает воздействие на восприятие конкретного цвета.

Люди, которые живут в холодном климате на севере, стараются восполнить нехватку солнца и в жилье чаще используют теплые цвета. Люди, живущие на юге, где много солнца, стараются и в одежде, и в интерьере использовать холодные или нейтральные цвета. Рыжеволосые люди предпочитают носить одежду холодных оттенков — сине-фиолетовую, сине-зеленую, то есть цвета, дополнительные к оранжевому, красно-оранжевому.

Восприятие цвета субъективно.
Многое зависит от индивидуальных особенностей: характера, воспитания, территориального расположения.
Норвегия, город Тронхейм

А насколько ваши глаза восприимчивы к цветовым оттенкам?

Задание
Проанализируй цвета окружающих бытовых предметов и составить из них цветовую палитру. Сочетаются ли они или находятся в дисгармонии?
Спектр света. Что будет если смешивать или накладывать цвета друг на друга? 
Как можно сочетать цвета?
Время рисовать!
Для работы понадобится: плотная бумага формата А4, линейка, циркуль, гуашь и кисточки.
Создание цветового
круга Иттена
Инструкция:
· на листе бумаги А 4 тонкими линиями обозначаем центр;
· вычерчиваем окружность № 1 радиусом 80 мм.;
· этим же радиусом последовательно вычерчиваем следующие дуги;
· на пересечениях проставляем точки;
· полученные точки соединяем с центром окружности;
· вычерчиваем окружность № 2 радиусом 50 мм.;
· на окружности №2, в середине каждого второго сегмента ставим точку;
· строим центральный треугольник, соединяя каждую вторую точку;
· затем достраиваем боковые треугольники;
· обводим основной контур цветового круга;
· линии построения не стираем!
· последовательно выкрашиваем области ( сначала треугольник в центре, потом смешивая основные цвета получаем второстепенные
( фиолетовый, оранжевый, зеленый), смешивая основные и второстепенные цвета получаем цвета третьего порядка);
· подписываем работу.

Пример построение цветового круга

Пример раскрашивания цветового круга

Цвета на печати
и экране
Помимо цветового круга в нашем мире существуют и другие цветовые модели.

Цветовая модель — это абстрактная модель описания представления цвета в виде кортежей чисел. Они называются цветовыми координатами, обычно используется три или четыре значения. Цветовая модель задает соответствие между цветами, воспринимаемыми человеком и хранимыми в памяти, и цветами, формируемыми на устройствах вывода.

Такие модели представляют собой средство для количественного концептуального описания цвета и используются в компьютерных программах, например Photoshop.

Что такое RGB и SMYK?
RYB - классическая модель, тот самый цветовой круг, о котором мы говорили все это время. Модель популярна у художников, потому что объясняет правила смешивания пигментов цветов. Хотя RYB не используется в электронике и печати, она содержит ряд важных наблюдений: на ее основе разработаны RGB и CMY, и по ее примеру комбинируются цвета внутри этих моделей.

RGB — аддитивная цветовая модель. Это значит, что свет исходит от какого-то источника: солнца, лампы, монитора. При сочетании основных цветов (красного, зеленого и синего) получается белый цвет. По этому принципу работают мониторы, телевизоры, экраны телефонов: каждый пиксель одновременно излучает эти три цвета. Причина, по которой RGB является стандартным цветовым режимом для большинства приложений, заключается в том, что он предлагает самый широкий выбор цветов.

CMY или CMYK - противоположная RGB модель. Она субтрактивна: цвета не излучаются от источника, а отражаются от носителя, например, бумаги.
В цветовом режиме CMYK все цвета являются вычитающимися, они смешиваются друг с другом, и поэтому, чем больше цветов вы добавляете вместе, тем темнее будет конечный цвет. Если вычесть из белого три первичных цвета (RGB), мы получим тройку дополнительных цветов CMY. CMY используется при печати.



Проблема заключается в том, что, когда дизайн RGB печатается с использованием процесса печати CMYK, цвета отображаются по-разному (если не преобразованы должным образом). И, хотя дизайн может выглядеть абсолютно идеально, когда его просматривают на мониторе компьютера, будет существовать четкая разница в цвете между экранной версией и печатной версией. Одним из наиболее заметных различий между двумя цветовыми режимами является то, как они представляют синий цвет.

Зная эту разницу, остается лишь помнить, на чем будет просматриваться дизайн или изображение, на бумаге или экране.


Рефлексия

Подумайте над этими вопросами несколько минут

Что нового вы узнали?

От каких факторов зависит результат механического смешивания цветов?


Итак, мы изучили механическое смешивание цветов. Теперь давайте попробуем поработать с визуальным смешиванием. Это когда близко расположенные цвета на определённом расстоянии визуально смешиваются и дают конкретный оттенок или тон. Данная техника называется коллаж. В прикреплённом файле ты найдешь задания для работы с цветом, направленные на развитие твоего воображения. для выполнения задания можешь использовать старые цветные журналы, клей, ножницы...И конечно - твоя фантазия!

Над сборкой и версткой страницы работала Овсянникова А.А.

На странице использована информация из открытых источников:

https://awdee.ru/a-short-history-of-color-theory/

https://postnauka.ru/faq/73352

http://www.adventum.ru/blog/pro_tsveta/